О христианской вере

Всякий верующий, что Иисус есть Христос от Бога рождён. (1 Ин 5, 4)

Из известных нам слов Священного Писания и святоотеческих изречений однозначно  можно усвоить понятие веры и её значение в жизни христианина.

Апостол Павел пишет: «Вера есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом» (Евр.11,1).  Святитель Филарет Московский в «Слове о вере» пишет: «Веровать в Бога – значит иметь живую уверенность в Его бытии, свойствах и действиях и всем сердцем принимать слово Откровения о спасении человеческого рода». Христианскую веру можно назвать добродетелью, внутреннюю убеждённость человека в существовании Бога, сопряжённую с высшей степенью доверия к Нему как к Благому Творцу и Спасителю с желанием и готовностью следовать его  благой  воле.

Вера даруется Самим Богом. Она, как говорит святитель  Иоанн Златоуст, не может быть похищена  ворами, недоступна для грабителя, её  охраняет Бог. Святителя Тихон Задонский сказал, что вера, как искра, зажжённая от Духа Святого в сердце человеческом, разгорается теплотой любви. Он называет её светильником в сердце. Когда горит этот светильник, человек видит духовные вещи, может верно судить о духовном.

Церковь выделяет два вида веры: умозрительную (догматическую) и деятельную, живую, выражающуюся в исполнении евангельских заповедей.  Эти виды веры обязательны для христианина, они взаимно дополняют друг друга в человеческом спасении. Преподобный Иоанн Дамаскин нас научает: «Без веры невозможно спастись, но и без дел  вера мертва, равно как дела без веры» и святитель Кирилл Иерусалимский также говорит: «Догматы (вероучительные истины) без добрых дел неблагоприятны Богу, не приемлет Он и добрых дел, если они не основаны на догматах благочестия». Святитель Григорий Палама о деятельной вере пишет: «То, что мы веруем Богу пусть будет явлено на основании нашей дел и соблюдении Божиих заповедей». Святитель Игнатий Брянчанинов обращает наше внимание на то, что «вера в Евангелие должна быть живая, нужно веровать умом и сердцем, исповедовать веру устами, выражать, доказывать её жизнью…, она «питается и хранится делами веры и непорочностью совести».