Воскресение Христово
Что вы ищете живого среди мертвых?
Его здесь нет, Он воскрес!
Евангелие от Луки 24.5-6
Мы прощены и искуплены – Христос воскресе! В этих двух словах все сказано. На них основана наша вера, наша надежда, любовь, христианская жизнь, вся наша премудрость, просвещение, Святая Церковь, сердечная молитва и вся наша будущность. Двумя этими словами уничтожены все бедствия человеческие – смерть, зло – и дарованы жизнь, блаженство, свобода. Какая чудодейственная сила! Можно ли устать повторять: Христос воскресе! Может ли надоесть слушать: Христос воскресе!
Но все ли мы понимаем истинное значение этих слов? Что значит: Христос воскресе? Ведь Христос воскрес не вчера, а много, много веков тому назад. Кто из нас в наше время может сомневаться, что Христос действительно воскрес в третий день по смерти? Но что же мы свидетельствуем, отвечая на слова: “Христос воскресе!” словами: “Воистину воскресе!” Свидетельствуем ли мы только веру нашу или еще что-то другое?
Христиане должны участвовать в самом Воскресении Христа: а если Христос не воскрес, то вера ваша тщетна: вы еще во грехах ваших.(1Кор. 15:17), – говорит святой апостол, и, следовательно, празднуем мы величайший христианский праздник – всех праздников Праздник, ибо на Воскресении Христовом основано само христианство. В чем же внутренний, духовный смысл праздника? Одно воспоминание о великом мировом событии, Воскресении Христовом, может ли принести нам спасение? Нет, христиане должны участвовать в самом Воскресении Христа. Участвовать таинством покаяния и причащением Святого Тела и Животворящей Крови Спасителя, дабы соединиться с Ним – Воскресшим Искупителем. В дни Великого поста, в дни покаяния, очищения и возрождения мы должны обновить свои сердца, чтобы воскрес в них Христос. Поэтому, кто не участвовал в самом Воскресении Христовом, тот не разумеет и не вмещает в себя истинное значение этих слов: Христос воскресе! – и ответа: Воистину воскресе!
Теперь не страшна мне смерть, ибо видел я победу над тлением. Я еще вижу в себе иной закон, нежели закон жизни, я вижу закон смерти и тления. Вижу я, как господствует временами грех надо мною. Но знаю, что это господство поколеблено, что мое положение небезнадежно. Я могу теперь надеяться на победу, на одоление греха, я могу надеяться на освобождение от рабства тлению. – радостно восклицает священномученик Иларион (Троицкий).
Воскресение Христа в нас, в наших сердцах, доказывается также не одним ответом: воистину воскресе! Оно подтверждается радостью о Господе и доказывается любовью ко Христу. Кто любит, тот понимает и любовь Божию и не сомневается в ней. Но вспомните, возлюбленные братья и сестры, нашу недавнюю исповедь, как вы недавно каялись в том, что иногда ропщете на Бога, сомневаетесь в Его милосердии, как вы обвиняли Господа в своих незаслуженных скорбях и непосильных страданиях, даже в нежелании услышать ваши молитвы. Вспомните, как живя во грехе, вы склонны были считать Господа немилосердным, глухим и слепым к Вашим горям и нуждам. Но теперь, воссоединившись со Христом, сознали ли вы, что Он – Бог Любви, Бог милующий, а не наказующий? Если вы действительно сознали эту истину, то, несомненно, поняли Бога в Его промышлении, полюбили Господа от чистого сердца, Христос воскрес в вас, и можете и вы теперь сознательно ответить на радостный привет христианский: Христос воскресе! – словами: Воистину воскресе! Аминь.
Статья подготовлена иеромонахом Кронидом (Перченко) по трудам сщмч. Илариона (Троицкого) «Пасха нетления» и сщмч. Серафима (Чичагова) «Слово в день Святой Пасхи на вечерне»