Великий Пост
«Пост есть насилие естества, отвержение всего, что услаждает вкус, погашение телесного разжжения, истребление лукавых помышлений, освобождение от скверных сновидений, чистота молитвы, светило души, хранение ума, истребление сердечной бесчувственности, дверь умиления, воздыхание смиренное, радостное сокрушение, удержание многословия, причина безмолвия, страж послушания, облегчение сна, здравие тела, виновник бесстрастия, разрешение грехов, врата рая и небесное наслаждение“. Прп. Иоанн Лествичник [14:33].
С Апостольских времен Православная Церковь постановила для нас правила пощения, побуждая нас подражать посту Господа, постившемуся в течение 40 дней в начале Своего общественного служения. 56 правилом Трулльского или 6-го Вселенского Собора постановлено: “Да Церковь Божия, по всей вселенной, следуя единому чину, совершает пост и воздерживается как от всякого закалаемого, так от яиц и сыра, которые суть плоть и произведение того, от чего воздерживаются“. Православная Церковь соблюдает до сего времени седмицы Великого поста — первую и последнюю, внушая хранить в первые два дня первой недели Четыредесятницы высшую степень поста — отнюдь не ясти. В прочие же дни Четыредесятницы, кроме субботних и воскресных дней, постановила вторую степень воздержания, состоящую в единократном в продолжение дня сухоядения, вечером. В субботние и воскресные дни разрешается третья степень поста, т. е. ядение сваренной пищи, с елеем, и притом двукратно в день. Последняя легчайшая степень воздержания, т. е. ядение рыбы, разрешается только в праздник Благовещения Пресвятой Богородицы, когда он приходится не в Страстную Седмицу, и в день Вербного воскресения. Употребление в пищу мяса, молока, сыра и яиц в Св. Четыредесятницу запрещено, сообразно Апостольскому преданию, Вселенским Собором. Исключение составляют: дети, старики, беременные и больные.
Однако, все без исключения обязаны хранить в Четыредесятницу, равно как и в другие посты, духовный пост от грехов и творить дела любви и милосердия. “Положим, говорит Святитель Иоанн Златоуст, ты не постился по слабости здоровья, но почему, скажи мне ты не примирился со врагами? Ужели и в этом ты извинишься немощию тела? Если ты к кому-либо таишь в себе неприязнь и зависть, то какое представишь извинение? Извиняться в этом нельзя слабостию здоровья. Если скажу: постись, ты извиняешься часто немощию телесною; скажу: подай милостыню бедным, извиняешься воспитанием детей и своею бедностию; скажу: прилежно ходи в церковь, извиняешься заботами житейскими; скажу: внимательно слушай поучения и уразумевай силу их, извиняешься своею неграмотностию; скажу: исправь другого, отвечаешь, что не внемлет твоим наставлениям, что много раз уже говорил ему, и все понапрасну. Хотя и слабы извинения, но все-таки извинения. Но если скажу: перестань гневаться: то чем извинишься? ни слабостию здоровья, ни бедностию, ни неграмотностию, ни недосугами: ничего не можешь сказать в свое оправдание, и посему этот грех из всех наимение простителен».