КОЛОКОЛЬНЯ ИЛИ ЦЕРКОВЬ

Оригинальна строительная конструкция, архитектурный строй колокольни, — памятника, к сожалению, не дошедшего до наших дней.

С достаточной долей вероятности можно утверждать, что облик колокольни в Свенской обители складывался с конца XVI века (нижние яруса здания) до второго — начала четвертое десятилетия XVII века. Столповая колокольня Свенского монастыря с шатровым перекрытием, двумя рядами слухов по его скатам, с одним восьмигранным колокольным ярусом на двенадцатигранном нижнем при сохранении церковной маковки — главки южнорусского типа стояла у юго-восточного угла монастырской соборной церкви Успения Пресвятой Богородицы, между теплой монастырской общинной церковью Антония и Феодосия Печерских и казначейским корпусом на юго-востоке. Невысокая, но стройной грациозной конструкции колокольня имела девять больших зазвонного типаи «малых валовых» колоколов. Колоколов более крупных параметров она нести на себе не могла. Сравнительно небольшой 200 пудовый колокол , служивший здесь, видимо, «благовестным», стоял рядом на козловой арматуре, на земле.

Многочисленные перестройки, следы которых несет на себе колокольня, выдают пристрастие монахов к моде. Так, двенадцатигранный нижний ярус, не соответствующий верхнему восьмигранному, — явная переделка, точнее «недоделка» начала XVII века, покончившая с часами «боевыми без перечасья», т.е. строго по моде времени, но скорее все-таки по обстоятельствам времени.

Венчающая главка показывает наличие в теле колокльни церкви «под колоколы», видимо, весьма миниатюрной. О наличии такой церкви говорят периодические описи монастырского имущества, где она упоминается то как церковь Сергия Радонежского, то как церковь Владимирской Божией Матери. Невнимательное отношение исследователей к правомерности колокольни-звонительнице носить на себе в определенных случаях главку с крестом привело к тому, что столь яркий и ясный знак отмечался как «ошибочный».

 

И. Синев